Идёт борьба с традициями и ритуалами
Многим ли сейчас нужны старинные традиции? Чем дальше, тем больше людей заявляют, что общепринятые «древние ритуалы» их только раздражают и что они прекрасно без всего этого обходятся. И не важно, идёт ли речь о традициях, сложившихся в стране, или о том, что принято только у них в семье. Перед каждым большим праздником можно услышать дружный стон множества недовольных голосов: «Ну кому нужны эти совместные пьянки? И для чего покупать кучу еды? Мы что, в голодное время живём?!» Или: «Зачем ехать к родственникам из другого города, что я, по скайпу не могу их поздравить? И кто придумал обмен бессмысленными подарками? Всё равно же дарят то, что не нужно, а то, что нужно, человек и сам может купить».
Такие люди спрашивают: почему традиционные подарки, наряды и блюда на столе считаются обязательными атрибутами радости, почему нельзя веселиться без них? В результате всё чаще праздники и подготовка к ним превращаются в повод поворчать и пожаловаться на жизнь. И, похоже, скоро это тоже станет своеобразной «традицией».
Ещё сильнее нагнетается недовольство, если речь идёт не о праздниках, а о печальных событиях, с которыми тоже связано много разных традиций. Принято считать, что если люди стараются достойно проводить умершего в последний путь, то они неискренни и вовсе не переживают из-за его смерти. «Как можно в такое время ездить по ритуальным агентствам, заказывать венки и готовить еду для поминок? Если бы они его любили, они бы целыми днями лежали на кроватях и рыдали, у них бы не было сил ни на какие дела!» – возмущаются противники традиций.
Отдельное неприятие вызывают и все без исключения религиозные традиции и обряды. И не только у атеистов. От верующих людей тоже нередко можно услышать, что те, кто посещает службы в храме и участвует в религиозных праздниках, на самом деле ни во что не верят и только притворяются. «Искренне верующему никакие обряды не нужны, у него Бог всегда в душе!» – эта точка зрения становится всё более «модной» среди тех, кто считает себя христианами, а порой её можно услышать и от представителей других религий. Тем, кто пытается с ней спорить, обычно отвечают, что лучше не соблюдать обряды и быть «хорошим человеком», чем соблюдать их со всей строгостью, но быть злым или равнодушным. С этим утверждением уже не поспорить, но почему-то из него делается вывод, что религиозные бывают только двух «видов»: искренние, но не практикующие никакие обряды, и неискренние, которые всё-всё соблюдают. А третий вариант – те, кто действительно верит и при этом не пренебрегает внешней стороной, – считается невозможным в принципе.
В общем борьба с традициями идёт во всех сферах. При этом их противники борются не только за то, чтобы не участвовать в традиционных мероприятиях самим, но ещё и навязывают своё мнение тем, кому эти мероприятия нравятся и кому они нужны. Однако в итоге именно борцы с «устаревшими глупостями», как правило, остаются ни с чем. Они не отмечают традиционные праздники, но выбрать время для того, чтобы повеселиться и отдохнуть без повода, им никак не удаётся. Они, по сути, игнорируют похороны близкого человека – и страдают из-за его смерти всю оставшуюся жизнь, потому что не выговорились и не выплакали своё горе на поминках.
Ритуалы ведь на самом деле придумали не для того, чтобы позлить тех, кто не любит в них участвовать, а чтобы им, как и всем остальным людям, было легче и радостнее жить.
Татьяна Алексеева, заместитель редактора отдела социальных проблем